Рецензия на роман Саши Тэмлейна "Под ногами троллей"

 

Роман оставил противоречивые впечатления. Зная, как может писать Саша Тэмлейн, книга показалась мне слабоватой. С другой стороны, не зная способностей и прежних работ автора, можно смело сказать, что он имеет большой потенциал.

Начнем, как водится, с начала. Завязка книги описана совершенно детским языком, с каким-то приторным заигрыванием с читателем. Не понравилось, тем более, что далее автор забывает про этот слащавый стиль и к середине романа повествование идет вполне обычным и нормальным языком. Смешение стилей – не есть хорошо.

         Действие книги начинается на острове, где живет главная героиня Аррен и ее друг Къертар. Детская дружба, описываемая на протяжении первых двух глав, плавно перерастает в первую любовь, которая заканчивается трагической смертью Къертара от напавших на островитян троллей. Главная героиня винит во всем себя, хотя по сути все произошедшее – трагическая случайность. Почему-то поселяне дружно обвиняют девочку в смерти паренька и едва ли не преследуют, делая ее жизнь совершенно невыносимой. Лично мне это кажется откровенным перебором. Ну, пошла, куда нельзя ходить, но тролли-то не из-за этого вылезли, просто так совпало. Почему Аррен во всех грехах обвинили, непонятно. Убили парня, так там еще и горожан немало погибло в бою, на фоне этого одна смерть не так уж и страшна, но крику в городе столько, словно девчонка ворота троллям открыла... Даже родная мать ее возненавидела. В общем, логика всеобщей ненависти к ней мне неясна и в нее не верится.   

         Аррен приходится бежать с острова. Пользуясь покровительством доброго короля, который на фоне всеобщей ненависти почему-то относится к девочке, как к родной, и верит ей, а не людям. Ну, ладно. Потому что далее начинается вторая, морская часть приключений Аррен. Ее принимает на корабль юнгой дядя Къертара, который, в отличие от жителей острова, верит, что девочка невиновна и оказывает ей всяческую поддержку. Она плывет на корабле, видит разные чудеса, участвует, правда, в качестве свидетеля, в  схватке с пиратами. Автор почти в каждой главе намекает на некую избранность героини, на то, что она должна перенести некоторые ужасные испытания, чтобы потом... стать кем-то очень знаменитым. Ну, как водится, и судьба мира в том числе без нее не решится...

         Третья часть романа, кстати, понравившаяся мне более остальных, происходит в неких южных землях, в городе Тартааш. Восточный колорит, пустыня, торговля, город демонов, тайны и заклятья – всего в избытке. Третья часть наиболее мастерски написана и наименее скучна, чего нельзя сказать о первых двух частях романа.

         Заканчивается книга тем, что Аррен продают в рабство. То есть, намекая таким образом, что приключения продолжаются...

         Итак, приступим к разбору.

         Идея книги – мысль о «вечной» любви, для которой и смерть не преграда. А двигатель сюжета - чувство вины героини и ее желание искупить ее страданиями, ради чего она бросается в самые головокружительные переделки. Вот движущая сила и мотив всех ее поступков. Любовь к погибшему другу, такая вечная, непобедимая некролюбовь.

Периодически Аррен является призрак Къертара, ободряет и направляет. В общем, с самого начала книги героиня страдает и, если вам нравится страдать вместе с ней, без конца вспоминать ее любовь и верить в ее будущее счастье – милости просим читать. По сути, перед нами – огромная романтико-приключенческая слезодавилка, полная диковинных стран и экзотических чудес.

         Сильная сторона автора – его язык, и в то же время он – его враг. Почему так? Потому что автор не знает меры. Саша умеет писать образно, и образы его хороши, но когда они громоздятся друг на друга с восточной пышностью, то превращаются в словоблудие, за которым теряется смысл... Текст читается тяжело именно из-за этого. Несомненно, автору плюс за красочные описания мира и чудес, но минус за избыточность и помпезность. Все хорошо в меру.

         Одна из отличий авторского стиля – постоянные вопросы героини и тут же на них ответы. А куда мы щас пойдем? А сюда. А что мы там будем делать? А вот это... Когда подобно читаешь в стопятьсотый раз, это напрягает. Кажется, что автор разговаривает сам с собой...

         В общем и целом язык повествования хорош, образен, красочен. Хотя не без детских, пафосных, а иногда и смешных оборотов. 

Персонажи имеют характеры и описаны неплохо, хуже с их мотивацией. Нет ощущения того, что они живут своей жизнью, нет конфликтов между ними и героиней. И это очень плохо. Вообще, с конфликтами в книге туго. Кроме ненависти к ней горожан в начале – и вспомнить нечего. Нет, героиня проявляет какие-то свои качества, доброту, отзывчивость и все такое, но все это выглядит как-то скучно, нет пресловутого роста героя, нет борьбы с самой собой, нет какого-то выбора, сомнений, терзаний. Была добрая и осталась доброй. Хорошо. Но скучно.

         Лично мне нравится деятельный герой, нравится, когда он начинает жить своей жизнью и сам требовать чего-то от автора. Здесь героиня плывет по течению авторского замысла, который несет ее то туда, то сюда, положась на волю судьбы и Льва, местного благородного бога и покровителя бедняжки Аррен. Героиня не приглянулась мне своей слабостью и инфантильностью. Конечно, она девочка и все такое, но девочки быстро взрослеют, тем более, пройдя через такие испытания... Но здесь я роста и взросления не разглядел, а хотелось бы. Вообще, хотелось каких-то изменений в характере, желательно через свои же поступки, но ничем таким героиня не отличилась. Какие-то поступки вроде были, но они не запомнились, не оказали влияния на сюжет, следовательно, мой тезис о слабой и потому не слишком интересной героине подтверждается.    

         Резюмируя, я бы рекомендовал значительно сократить текст и уменьшить количество героев – их неприлично много, так что всех не упомнить. Это надо сделать хотя бы потому, что среди них мало по-настоящему объемных фигур, остальные персонажи просто затеняют их, превращая действующих лиц в одну большую безликую кучу. А ведь есть еще сотни названий городов, мест, племен, растений и животных... На мой взгляд, роман перенасыщен именами и названиями, демонами, чудищами, сносками, не несущей особого смысловой нагрузки информацией - а действия там процентов на пять.

         Еще: бороться с многословием и описаниями там, где они не нужны, особенно это касается описаний чувств и эмоций. Здесь очень легко нарваться на штампы или изрядно насмешить, что автор иногда и делает.

         И самое главное – лучше продумать идею и аудиторию, для которой написана книга, потому что авторский стиль гуляет от откровенно детского до обычного повествовательного, и это не очень хорошо.

         Читать о страданиях несчастной девочки на протяжении всего романа тяжеловато, и я бы посоветовал дать зацепку, хоть какую-то надежду. Но автор нам ее не дает, напротив, Къертар напрямую говорит, что больше с Аррен он никогда не увидится. И что делать читателю? Автор наотмашь рубанул по самому дорогому для него – надежде. И ради чего я должен читать дальше? Ради ее неспешных приключений? Ради намеков на ее избранность? В общем, советую автору серьезно над этим подумать.  

         И напоследок скажу то, что давно вертелось на языке: на протяжении всей книги меня не покидало ощущение, что роман писался для одного, знакомого автору, человека, того, кому он посвящен... Подозреваю, что ей он понравится, так что цели автор достиг. Но для издания – если автор хочет издаться - этого явно маловато.

А теперь пару ложек дёгтя.))

Сюжет не захватывает - а ползет, как умирающий лебедь. Раз.

Герои все милые, лапочки, сексуальные, идеальные - не цепляют. Два.

Описания демонов и чудовищ вроде бы призваны устрашить или вызвать отвращение - но это не работает, потому что в таких количествах становится не страшно априори. Три.

Логические промахи. То автор заявляет, что призраков убить нельзя, то духа потом убивают. То ссылается на суперохрану станции, которую через пару глав сжирает какой-то левый демон.

То там порядок, то монстры хрумкают друг друга напропалую. Какой же тут порядок, какая безопасность? - а они там билетики продают и пропускают. Это все равно что среди каннибалов билеты в театр продавать. Смысл всего этого? Станция подразумевает порядок, пропускной режим, четкую охрану - а у автора там беспредел и бардак! Я этого не понимаю.

Происки злобных демонов - это одно, но на станции и без них черт знает что творится. Четыре.

Слишком много всего сверх-сверх. На каждого демона находится сверхдемон, того сжирает бог смерти, того - еще более древний бог, того - изначальный бог, потом какие-то сущности из черт знает откуда. Это даже со сказкой не сравнить. Это фантасмагория и карусель, причем скучная и нестрашная, а посему не сопереживаешь никому. Пять.

Когда слишком много описаний - за ними теряется сюжет. Когда много названий - становится непонятно. Когда слишком много ужасов - становится нестрашно. Когда герои мало действуют и за них не переживаешь - становится скучно.

Вот главные проблемы этой книги. На мой взгляд.